ИНТЕНСИВНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Петрусинский В.В. - доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, лауреат премии Президента РФ в области образования

 

   Интенсификация учебного процесса основана на активизации резервных возможностей личности. Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психофизиологических барьеров, впрочем, которые человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации или расцвете душевных сил личности. В условиях дистанционного обучения интенсификация процесса обучения осуществляется с помощью игр путем преодоления информационных барьеров. Для этого создается специальная психофизиологическая ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Создается дозированная информационная "перегрузка" в сочетании с одновременной психоэмоциональной "разгрузкой" в игровых формах. Информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала реально использовать невозможно, но эта подсознательная информационная база, аналогично забытому прошлому опыту, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процесс "всплывания" ранее загруженной в подсознание информации. Стимулом при этом может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, соревнования и коллективное творчество. На начальных этапах используются пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с ее неполным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т.е. поэтапное повышение уровня владения информацией в активной игровой деятельности. При этом используются современные информационно-коммуникативные технологии (чат, форум, видеоконференции, интернет-телевидение, удаленное управление компьютером) и интерактивные мультимедиа обучающие программы

   Дистанционное интенсивное обучение гуманитарным дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации: от уровня "готовности" к уровням "узнавания", "воспроизведения", "применения" к "творчеству". Основными из них являются: освоение приемов аутотренинга, формирование учебных групп по тестовым показателям, ускоренное чтение, конспектирование на разных уровнях обобщения, ролевые обучающие игры, соревнования и коллективное творчество.   Основная часть дистанционного обучения осуществляется за счет самостоятельной работы с мультимедийными программами. В отличие от традиционного заочного обучения, интенсивное обучение включает целый ряд новых видов учебной деятельности, направленных на самосовершенствование и гармоничное развитие личности, позволяющих на начальном этапе "научиться интенсивно учиться" и управлять собственной биоэнергетикой. Самостоятельные занятия требуют умений преодолевать информационные барьеры с помощью приемов психосаморегуляции состояния, владеть техникой динамического чтения, приемами рациональной работы с текстом, участвовать в ролевых играх, соревнованиях и т.д... В этом режиме каждый обучаемый имеет возможность видеть и слышать в реальном времени не только инструктора, ведущего курс, но и всех обучаемых данного курса. Интенсивное обучение требует весьма интенсивных занятий, которые необходимо сочетать с активным отдыхом, медитацией и биоэнергетической подпиткой.  

  При дистанционном изучении гуманитарным дисциплинам обеспечивается поэтапное восхождение по уровням владения информацией.

   На начальном этапе создается готовность к обучению с помощью активизации познавательной деятельности за счет освоения приемов психосаморегуляции состояния.

   На первом этапе теоретического обучения используются приемы скорочтения, при этом обучаемому предъявляются большие массивы учебной информации в виде большого раздела или целого учебника, а время на просмотр каждой страницы текста жестко дозируется,  что позволяет учащимся выйти на уровень "узнавания".

   Второй этап обучения, создающий уровень "воспроизведения", обеспечивается работой с опорными конспектами. Учащиеся сами составляют опорные конспекты по каждой странице учебного текста типа «шпаргалки». Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне "воспроизведения".Конспект обучаемый создает с помощью мультимедиа конструктора.

   Третий этап обучения подразумевает усвоение материала на уровне "применения". Усвоение учебного материала осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых учащиеся дистанционно разбиваются на пары. Сидя у своих компьютеров, в каждой паре один из учащихся играет роль "учителя", другой - роль "ученика". "Ученик", пользуясь конспектом, пересказывает постранично текст. "Учитель", глядя в исходный текст, корректирует, направляет и анализирует работу «ученика».   В играх рациональной работы с текстами учащиеся разыгрывают различные роли (например, роль "невежи", "оппонента", "незнайки" и т.д.), пользуясь своими опорными конспектами. За каждую страницу "учитель" ставит "ученику" оценку. Допускается только две оценки - "хорошо" или "отлично". Других отметок нет - все остальное представляется как отсутствие ответа. При наборе текста на клавиатуре время на работу с каждой страницей дозируется и составляет несколько минут. Ученики и учителя постоянно меняются и в процессе сеанса каждый сможет перебрать все роли и пообщаться с каждым участником обучения. При общении в форме видеоконференции каждый ее участник видит и слышит своего напарника, ролевое общение максимально приближено к реальной ситуации обучения в классе.

  Для достижения уровня "творчества" дистанционные учащиеся условно делятся на две команды. Предлагается составить занимательные задачи и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него ведущий начисляет командам очки. Оценивается также веселость, оригинальность, находчивость, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования учебных коллективов - наподобие команд КВН. В сеансе видеоконференции все участники соревнующихся команд видят и слышат друг друга. На этом этапе используется и приемы «мозгового штурма» или «генерации идей».

   В дистанционном полидисциплинарном интенсивном курсе  гармоничного развития личности общая активизация познавательной деятельности осуществляется сразу для нескольких учебных дисциплин и видов учебной деятельности. Для создания такой ситуации общей активизации резервов психики в комплекс дисциплин включаются сразу  несколько иностранных языков, рациональная работа с текстами, основы машинописи и компьютерной грамоты, тренинг общения, основы изобразительного творчества, оздоровительные и развивающие игры, языки программирования, деловой тренинг и развивающие игры.

Основные задачи дистанционного курса информационных технологий - научить преподавателей практическим умениям  создания мультимедиа приложений  к собственным  занятиям:  создавать  сайты, презентации, видеофильмы, делать цифровую звукозапись,  анимированную рекламу, компьютерную графику, дистанционные курсы,  тесты и игровые фрагменты, авторские мультимедиа диски, проводить  видеоконференции. Осуществляется это в режиме удаленного управления компьютером обучаемого.

   Подробнее на сайте  http://intensiv.narod.ru/anons.html

© intensiv

Конструктор сайтов - uCoz